ДелаЖКХ

Внутридомовое газовое оборудование. Почему выросла цена и как с этим бороться

Автор: 08.04.2019 Нет комментариев

В 2018 году цена технического обслуживания внутридомового газового оборудования у АО «Екатеринбурггаз» выросла почти в 3,5 раза

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017г. №1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — «ПП № 1091») внесены изменения в Правила № 410 (Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).

Согласно данным изменениям частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования увеличивается с 1 раза в 3 года до 1 раза в год (подп. «б» п. 43).

Данное изменение в законодательстве явилось поводом для АО «Екатетирбурггаз» к повышению в одностороннем порядке цены по уже заключенным договорам технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Немного истории

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» действует с 1 июня 2013 года.

Из принципиальных моментов:

  • данное Постановление выделило внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование. Согласно данному постановлению, в частности, заказчиком по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования является управляющая организация, а по договору о техническом обслуживании внутриквартирного – собственник (пользователь) помещения в многоквартирном доме;
  • согласно данному постановлению цена договора обслуживания не является регулируемой ценой, и не устанавливается регулятором, однако должна устанавливаться в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми ФАС России (в настоящее время действует Приказ ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8);
  • изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору;
  • исполнитель по договору несет ответственность за убытки, причиненные заказчику в результате нарушения исполнителем прав заказчика, в том числе в результате заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, содержащего условия, ущемляющие права заказчика, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами;
  • заказчики, несвоевременно внесшие плату, обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной 3-сотой ставки рефинансирования. Увеличение указанного размера пени не допускается;
  • исполнитель по договору обслуживания и поставщик газа – не обязательно одна и та же организация

Действовавшие на момент вступления в силу Правил 410 договоры, заключенные с исполнителями коммунальных услуг до вступления в силу Правил, содержали условия, явно вступавшие в противоречия с новыми Правилами:

  • цена в соответствии с договорами устанавливалась регулятором, в соответствии с действующим законодательством, а не поставщиком услуги;
  • поставщик имел право на односторонне изменение цены;
  • договор предусматривал штрафную неустойку в размере 0,1% в день за каждый календарный день просрочки неисполнения обязательств заказчиком

Что сделало АО «Екатеринбурггаз»

Теперь перейдем к ситуации, с которой столкнулись все исполнители коммунальных услуг 10 января 2018 года, когда АО «Екатеринбурггаз» решило в одностороннем порядке изменить цену договора.

Поставщик повел себя дифференцировано – крупные управляющие компании получили дополнительные соглашения к договорам с измененной ценой, а небольшие управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п. – уведомления об одностороннем изменении цены договора со ссылкой на пункт действовавшего договора, который предусматривал одностороннее изменение цены.

Согласно данным АО «Екатеринбурггаз» общая жилых помещений многоквартирных домов по договорам на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования составляет 17 258 785,08 кв. м. Таким образом, одномоментно подняв плату с 0,39 руб/кв.м в месяц до 1,36 руб/кв.м в месяц АО «Екатеринбурггаз» получило необоснованной выручки по данному виду деятельности в размере — 16 741 021,53 в месяц. Соответственно в год данная цифра составляет 200 892 258,33 руб, а суммарная выручка по виду деятельности должна была составить не менее 281 млн. руб.

Для сравнения — согласно данным с сайта АО «Екатеринбурггаз» выручка по регулируемому виду деятельности – транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2019 году должна составить 736,9 млн. руб.

Чистая прибыль АО «Екатеринбурггаз» за 2017 финансовый год составила 446 199 000 рублей согласно материалам, предоставляемым акционерам общества к годовому общему собранию акционеров.

Разбирательство в Свердловском УФАС

02 июля 2018 года Свердловское УФАС России вынесло Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении АО «Екатеринбурггаз». АО «Екатеринбурггаз» было признано лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее – ВДГО). В действиях АО «Екатеринбурггаз» были обнаружены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании хозяйствующим субъектам (потенциальным потребителям) экономически не обоснованного условия договора о повышении с 01.01.2018 в 3 (три) раза стоимости услуг ВДГО с 0,39 руб./кв.м. до 1,36 руб./кв.м.

На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Свердловское УФАС предупредило АО «Екатеринбурггаз» о необходимости прекращения указанных действий, путём принятия всех зависящих от АО «Екатеринбурггаз» мер по:

  1. изменению АО «Екатеринбурггаз» с 01.01.2018 тарифа на услуги ВДГО в пределах изменения тарифов с 01.01.2018 у специализированных организаций на сопоставимых со Свердловской областью рынках услуг ВДГО а именно: Новосибирская обл., Нижегородская обл., Республика Татарстан, Челябинская обл., Омская обл., Самарская обл., Ростовская обл., Республика Башкортостан, Красноярский край, Пермский край, Воронежская обл., Волгоградская обл.), то есть в пределах увеличения тарифов на ВДГО от 2 до 7% от тарифов 2017 года и опубликованию АО «Екатеринбурггаз» соответствующего прейскуранта на своём официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.ekgas.ru/;
  2. направлению АО «Екатеринбурггаз» в адрес хозяйствующих субъектов, которым АО «Екатеринбурггаз» навязывало с 01.01.2018 повышение стоимости услуг ВДГО в 3 (три) раза, оферт с дополнительным соглашением к соответствующему договору об изменении стоимости услуг ВДГО с 01.01.2018 в соответствии с п. 1 Предупреждения.

АО «Екатеринбурггаз» попыталось обжаловать данное Предупреждение в суде (дело А60-40455/2018), однако Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении требования монополиста, а Семнадцатый арбитражный апелляционный суд данное решение поддержал.

Как складывалась судебная практика

Вынесение данного Предупреждения не остановило АО «Екатеринбурггаз» и в адрес управляющих организаций Екатеринбурга полетели массовые иски о взыскании задолженности по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования по увеличенной цене, да еще и с грабительскими пенями в размере 0,1% в день.

Несмотря на явно не законную позицию АО «Екатеринбурггаз», Арбитражный суд Свердловской области вплоть до октября 2018 года выносил решения в пользу АО «Екатеринбурггаз». В 2018 году Арбитражный суд Свердловской области вынес всего два решения не в пользу АО «Екатеринбурггаз». Начиная с середины декабря 2018 года Семнадцатый арбитражный апелляционный суд стал выносить Постановления, отменяющие решения Арбитражного суда Свердловской области в части обоснованности одностороннего изменения цены.

В январе – феврале 2019 года Арбитражный суд Свердловской области судебную практику изменил и стал отказывать АО «Екатеринбурггаз» в удовлетворении требований. Однако все изменилось в марте 2019 года. 31 января 2019 года по делу А60-31786/2018 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес Постановление в котором суд посчитал обоснованным повышение цены договора ВДГО до 0,50 руб/кв.м.

После вынесения данного Постановления дела в Арбитражном суде Свердловской области и в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде стали приостанавливаться до рассмотрения в Арбитражном суде Уральского округа кассационной жалобы по делу А60-31786/2018.

Нами проанализированы все судебные дела по данному вопросу. Из 462 заказчиков по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования так или иначе в Арбитражном суде Свердловской области не согласились с позицией АО «Екатеринбурггаз» только 44 организации. Среди данных организаций – крупнейшие управляющие компании Екатеринбурга, которыми также было инициировано обращение в Свердловское УФАС. Но факт остается фактом – 418 управляющих организаций в Екатеринбурге молча смирилось с совершенно не обоснованными убытками. А ведь убытки управляющей организации – это недофинансирование работ и услуг, которые они обязаны делать за счет платы за содержание жилья.

Наше участие в данной категории дел началось с процесса по делу А60-38267/2018 (это был одни из первых выигранных процессов по данной категории дел) и продолжается сейчас еще в нескольких судебных делах.

Перспективы

Несмотря на складывающуюся судебную практику — это еще явно не конец – рассмотрение дел фактически приостановлено до рассмотрения дела А60-31786/2018. Позиция Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, по нашему мнению, не является безупречной с точки зрения права. Признавая правоту Ответчика (ООО «УК «Чкаловская») суд согласился с расчетом ответчика, произведенным исходя из разницы в ставках платы за содержание установленных Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 22.06.2017 №1091 «Об утверждении ставок платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (в редакции от 22.06.2017) для газифицированных и негазифицированных домов. Фактически же работы, выполняемые управляющими организациями в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» значительно шире, чем по договорам на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. В частности, объем работ по данным договорам на включает обслуживание вентиляционных каналов. И, значит, ставка платы за содержание по прежнему не будет покрывать всех работ, которые управляющие компании обязаны проводить для надлежащего содержания многоквартирных домов. Поэтому, разрешить основную часть приостановленных судебных дел с таким результатом – также не является эффективным решением проблемы управляющих организаций.

Кроме того, 410 Правила, разграничив заказчика по договору внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, позволили АО «Екатеринбурггаз» восполнять недополученные доходы по обслуживанию внутридомового газового оборудования за счет собственников и пользователей жилых помещений. Многие собственники квартир, в которых установлены газовые плиты, со второй половины 2018 года стали получать отдельные квитанции от АО «Екатеринбурггаз» за обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Каким образом была установлена эта плата и какой экономический эффект получил АО «Екатеринбурггаз» пока определить сложно. Но все это, естественно, привело к увеличению платы граждан за коммунальные и жилищные услуги.

И, в заключении, хочется подчеркнуть – АО «Екатеринбурггаз» — не единственная организация, оказывающая подобные услуги. Предпочтительное заключение договоров именно с этим поставщиком обусловлено тем, что ранее эти услуги на территории Екатеринбурга мог оказывать только АО «Екатеринбурггаз». На официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области размещен перечень организаций, которые осуществляют техническое обслуживание как внутридомового так и внутриквартирного газового оборудования —https://nadzor.midural.ru/article/show/id/1488