ДелаЖКХ

Антимонопольное регулирование. Как бороться с монополистом.

Автор: 08.06.2020 Нет комментариев

Согласно информации ФАС России ОАО «Болховтеплосети» в 2 раза снизило стоимость услуг по промывке систем отопления.

Таким образом ОАО «Болховтеплосети» исполнило предупреждение Орловского УФАС России, выданного по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее, в адрес управления поступило заявление от КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения», в котором заявитель указал о навязывании ОАО «Болховтеплосети» невыгодных условий договора в части установления завышенной цены на услуги по гидравлическим испытаниям тепловой сети.

По результатам рассмотрения заявления, в отношении общества было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было выдано предупреждение о прекращении ОАО «Болховтеплосети» нарушения антимонопольного законодательства.

В результате заявителю новый договор на выполнение работ по гидравлическим испытаниям (опрессовке) и промывке системы отопления с условиями, соответствующими действующему законодательству в данной сфере и по стоимости оказанной услуги, которая была снижена почти в 2 раза.

Практика, когда регулируемая организация при осуществлении иных (нерегулируемых) видов деятельности устанавливает экономически необоснованные цены довольно обширна. И не всегда вопрос удается разрешить одним предупреждением.

В Екатеринбурге продолжается история по судебному противостоянию АО «Екатеринбурггаз» и управляющих компаний и ТСЖ г. Екатеринбурга в рамках судебного дела А60-32648/2018. В данном деле почти 30 управляющих организаций несогласных с установленной в одностороннем порядке АО «Екатеринбурггаз» ценой по договору технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017г. №1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее — «ПП № 1091»), вступившим в силу 20.09.2017г., внесены изменения в Правила № 410 (Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).

Согласно данным изменениям частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования увеличивается с 1 раза в 3 года до 1 раза в год (подп. «б» п. 43).

Данное изменение в законодательстве явилось поводом для АО «Екатетирбурггаз» к повышению в одностороннем порядке цены по уже заключенным договорам технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Немного истории

Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» действует с 1 июня 2013 года.

Из принципиальных моментов:

  • данное Постановление выделило внутридомовое и внутриквартирное газовое оборудование. Согласно данному постановлению, в частности, заказчиком по договору о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования является управляющая организация, а по договору о техническом обслуживании внутриквартирного – собственник (пользователь) помещения в многоквартирном доме;
  • согласно данному постановлению цена договора обслуживания не является регулируемой ценой, и не устанавливается регулятором, однако должна устанавливаться в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми ФАС России (в настоящее время действует Приказ ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8);
  • изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору;
  • исполнитель по договору несет ответственность за убытки, причиненные заказчику в результате нарушения исполнителем прав заказчика, в том числе в результате заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, содержащего условия, ущемляющие права заказчика, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Правилами;
  • заказчики, несвоевременно внесшие плату, обязаны уплатить исполнителю пени в размере одной 3-сотой ставки рефинансирования. Увеличение указанного размера пени не допускается;
  • исполнитель по договору обслуживания и поставщик газа – не обязательно одна и та же организация

Действовавшие на момент вступления в силу Правил 410 договоры, заключенные с исполнителями коммунальных услуг до вступления в силу Правил, содержали условия, явно вступавшие в противоречия с новыми Правилами:

  • цена в соответствии с договорами устанавливалась регулятором, в соответствии с действующим законодательством, а не поставщиком услуги;
  • поставщик имел право на односторонне изменение цены;
  • договор предусматривал штрафную неустойку в размере 0,1% в день за каждый календарный день просрочки неисполнения обязательств заказчиком

Теперь перейдем к ситуации, с которой столкнулись все исполнители коммунальных услуг 10 января 2018 года, когда АО «Екатеринбурггаз» решило в одностороннем порядке изменить цену договора (с 0,39 руб/кв.м в месяц до 1,36 руб/кв.м в месяц).

Поставщик повел себя дифференцировано – крупные управляющие компании получили дополнительные соглашения к договорам с измененной ценой, а небольшие управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п. – уведомления об одностороннем изменении цены договора со ссылкой на пункт действовавшего договора, который предусматривал одностороннее изменение цены.

Разбирательство в Свердловском УФАС

02 июля 2018 года Свердловское УФАС России вынесло Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении АО «Екатеринбурггаз». АО «Екатеринбурггаз» было признано лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах (далее – ВДГО). В действиях АО «Екатеринбурггаз» были обнаружены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании хозяйствующим субъектам (потенциальным потребителям) экономически не обоснованного условия договора о повышении с 01.01.2018 в 3 (три) раза стоимости услуг ВДГО с 0,39 руб./кв.м. до 1,36 руб./кв.м.

На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Свердловское УФАС предупредило АО «Екатеринбурггаз» о необходимости прекращения указанных действий, путём принятия всех зависящих от АО «Екатеринбурггаз» мер по:

  • изменению АО «Екатеринбурггаз» с 01.01.2018 тарифа на услуги ВДГО в пределах изменения тарифов с 01.01.2018 у специализированных организаций на сопоставимых со Свердловской областью рынках услуг ВДГО а именно: Новосибирская обл., Нижегородская обл., Республика Татарстан, Челябинская обл., Омская обл., Самарская обл., Ростовская обл., Республика Башкортостан, Красноярский край, Пермский край, Воронежская обл., Волгоградская обл.), то есть в пределах увеличения тарифов на ВДГО от 2 до 7% от тарифов 2017 года и опубликованию АО «Екатеринбурггаз» соответствующего прейскуранта на своём официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.ekgas.ru/;
  • направлению АО «Екатеринбурггаз» в адрес хозяйствующих субъектов, которым АО «Екатеринбурггаз» навязывало с 01.01.2018 повышение стоимости услуг ВДГО в 3 (три) раза, оферт с дополнительным соглашением к соответствующему договору об изменении стоимости услуг ВДГО с 01.01.2018 в соответствии с п. 1 Предупреждения.

АО «Екатеринбурггаз» попыталось обжаловать данное Предупреждение в суде (дело А60-40455/2018), однако Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении требования монополиста, а Семнадцатый арбитражный апелляционный суд данное решение поддержал.

Вынесение Предупреждения не остановило АО «Екатеринбурггаз» и в адрес управляющих организаций Екатеринбурга полетели массовые иски о взыскании задолженности по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования по увеличенной цене, да еще и с грабительскими пенями в размере 0,1% в день.

Несмотря на явно не законную позицию АО «Екатеринбурггаз», Арбитражный суд Свердловской области вплоть до октября 2018 года выносил решения в пользу АО «Екатеринбурггаз». В 2018 году Арбитражный суд Свердловской области вынес всего два решения не в пользу АО «Екатеринбурггаз». После нескольких проигранных управляющими организациями дел, практика начала меняться. А начиная с середины декабря 2018 года Семнадцатый арбитражный апелляционный суд стал выносить Постановления, отменяющие решения Арбитражного суда Свердловской области в части обоснованности одностороннего изменения цены. Ряд дел дошел до Верховного суда (А60-38267/2018) и фактически одностороннее изменение цены договора было признано судами незаконным.

В январе – феврале 2019 года Арбитражный суд Свердловской области судебную практику изменил и стал отказывать АО «Екатеринбурггаз» в удовлетворении требований.

Были проанализированы все судебные дела по данному вопросу. Из 462 заказчиков по договорам обслуживания внутридомового газового оборудования так или иначе в Арбитражном суде Свердловской области не согласились с позицией АО «Екатеринбурггаз» только 44 организации. Среди данных организаций – крупнейшие управляющие компании Екатеринбурга, которыми также было инициировано обращение в Свердловское УФАС. Но факт остается фактом – 418 управляющих организаций в Екатеринбурге молча смирилось с совершенно не обоснованными убытками. А ведь убытки управляющей организации – это недофинансирование работ и услуг, которые они обязаны делать за счет платы за содержание жилья.

Тем не менее АО «Екатеринбурггаз» продолжало настаивать на наличии у него права в соответствии с договором изменять условия договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования в одностороннем порядке.

Ход судебного разбирательства

Дела, рассматриваемые в Арбитражном суде Свердловской области с участием УК и ТСЖ и АО «Екатеринбурггаз» были объединены в рамках дела А60-32648/2018. В котором АО «Екатеринбурггаз» было заявлено ходатайство о проведении экспертизы установленной цены по договору. Ходатайство было удовлетворено и экспертиза была проведена.

Однако, по мнению участников процесса экспертное заключение не может быть принято во внимание судом поскольку не определяет рыночную стоимость услуги, а выводы эксперта обоснованы материалами дела, в не результатами экспертного исследования.

Кроме того, АО «Екатеринбурггаз» так и не соблюло порядок изменения цены договора, предусмотренный законодательством РФ.

В настоящее время дело приостановлено в связи с текущей эпидемиологической ситуацией, но рассмотрение в ближайшее время будет продолжено.