Дела

Обзор некоторых решений ФАС и УФАС, касающихся безучетного потребления

Автор: 25.06.2020 Нет комментариев

Безучетное потребление потребителей коммунальных услуг

Постановление Тульского УФАС России от 29.04.2020 по делу N 071/04/14.31-162/2020

Сетевая организация нарушила требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем необоснованного применения способа, предусмотренного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства от 04.05.2012 г. N 442, к гражданам, потребляющим коммунальную услугу по электроснабжению, и хозяйственным постройкам граждан (сараи, гаражи, бани и т.п.), что введет к несоразмерному увеличению ими платы за объем фактически не потребленного ресурса, искусственному увеличению полезного отпуска электроэнергии, оплата которого осуществляется гарантирующим поставщиком, и соответственно уменьшению потерь электрической энергии, которые должны приобретаться и оплачиваться сетевой организацией.

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России от 06.07.2014 г. «Расчет объема безучетного потребления электрической энергии гражданином потребителем» применение пункта 195 Основных положений по расчету объема безучетного потребления для граждан — потребителей коммунальных услуг со стороны сетевой организации может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка расчета объема безучетного потребления, установленного Правилами N 354, что может привести к ущемлению интересов.

В свою очередь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ письмом от 08.10.2019 г. N 37682-РС/04 разъяснило, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии Правилами 354. Этот же нормативно-правовой акт применяется и в отношении хозяйственных построек, не примыкающих к жилому дому и не связанных с жилым домом единым земельным участком, в случае, если потребление коммунальных услуг производится для удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан.

Режим работы потребителя имеет значение

Определение Тульского УФАС России от 19.03.2020 N 071/01/10-259/2020

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление индивидуального предпринимателя о нарушении сетевой организацией антимонопольного законодательства, путем необоснованного расчета объема безучетного потребления электрической энергии исходя из 24-часового режима потребления электрической энергии.

В акте проверки электрической мощности, присоединенной к сети сетевой организации, подписанным между сетевой организацией и предпринимателем, в графах «характерные часы работы» «в день» указан 12 часовой рабочий день.

Между тем, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии сетевой организацией осуществлен расчет по максимальной мощности с применением 24-часового режима потребления (максимального количества часов).

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России (письмо N ВК/12351/20 от 19.02.2020 г., вх. 1040 от 02.03.2020 г.) и сформированной судебной практике (дела А33-13828/2014, N А40-82309/2017, А82-25288/2017, А40-196524/2018, А40-96178/2018, и др.) Основными положениями императивно не установлено, что расчет безучетного потребления обязательно осуществлять исходя из ежесуточного потребления электроэнергии на протяжении 24 часов. Договором энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии могут быть установлены иные условия.

Не смотря на наличие сведений о 12-часом режиме потребления, указанных в акте проверки электрической мощности, сетевая организация необоснованно, применяет 24-часовой режим потребления, что фактически приводит к увеличению объема максимальной мощности и, как следствие, несоразмерной плате предпринимателем за поставленный ресурс.

При неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии сетевая организация получает коммерческую выгоду.

Постановление Московского УФАС России от 28.02.2020 по делу N 077/04/14.31-2737/2020

Протоколом от 21.02.2020 N 077/04/14.31-2737/2020 об административном правонарушении (исх. от 21.02.2020 N 9012/20) зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В адрес Московского УФАС России поступило заявление и материалы потребителя, при рассмотрении которых Московским УФАС России в действиях сетевой организации были выявлены признаки нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии, а также расчета стоимости безучетного потребления электрической энергии.

Согласно выводам Московского УФАС России потребитель не должен нести ответственность за выявление факта безучетного потребления электрической энергии, выразившегося в отсутствии пломбировки на системе учета электрической энергии, вследствие ненадлежащего исполнения сетевой организацией своей прямой обязанности по установке знаков визуального контроля на все элементы системы учета при принятии приборов учета электрической энергии в качестве расчетных.

Входе рассмотрения дела установлено, что у сетевой организации отсутствовали основания для определения и расчета объема безучетного потребления электрической энергии в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям.

Исходя из изложенного, антимонопольным органом установлено, что факт безучетного потребления электрической энергии по актам о неучтенном потреблении электрической энергии не доказан.

Таким образом, действия сетевой организации по составлению актов о неучтенном потреблении электрической энергии в нарушение пункта 192 Основных положений привели к ущемлению интересов потребителя.

Сетевая организация неверно определила объем безучетного потребления электрической энергии объектом потребителя.

Безучетное потребление влечет значительную финансовую нагрузку для абонента, поскольку порядок расчета стоимости безучетного потребления, установленный пунктом 195 Основных положений и предусматривающий расчет объема исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств абонента и количества часов в расчетном периоде, не тождественен обычному порядку расчетов за потребленную электроэнергию, определенному по показаниям прибора учета, отражающим фактическое потребление электроэнергии.

Объем электрической энергии, определенный по актам о безучетном потреблении, подлежит включению в объем оказанных услуг по передаче электрической энергии и вычитается из объема электроэнергии, приобретаемой сетевой организацией в расчетном периоде в целях компенсации потерь электрической энергии, которые приобретаются и оплачиваются сетевой организацией.

Таким образом, при неверном определении объема электрической энергии по актам о безучетном потреблении электрической энергии сетевая организация получает коммерческую выгоду.

На основании изложенного антимонопольным органом сделан вывод о нарушении сетевой организацией части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах города Москвы, путем составления в отношении Объекта потребителя актов о неучтенном потреблении электрической энергии в отсутствие на то оснований и путем нарушения порядка определения объема безучетного потребления электрической энергии Объектом потребителя, что привело к ущемлению его интересов.

 

Материал подготовлен с использованием Справочной информационной системы КонсультантПлюс