энергетика

Бесхозяйные тепловые сети. Кто оплачивает потери.

Автор: 28.09.2021 Нет комментариев
Кто должен оплачивать потери в бесхозяйных тепловых сетях, если нормативные потери в них, не учтены в тарифе на передачу тепловой энергии для теплосетевой организации.

Распределение потерь тепловой энергии в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя на основании Приказа Минэнерго России №325 производится также и на бесхозяйные тепловые сети и тепловые сети потребителей тепловой энергии.

В соответствии с п. 91 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности включаются в необходимую валовую выручку для такой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта требованиям безопасности, осуществить проверку наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее — орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах соответствующего муниципального образования.

В силу статьи 85 Закона № 131-ФЗ и статьи 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить его эксплуатацию в целях организации энергоснабжения населения.

В случае бездействия муниципального образования, ответственность за возникающие у теплоснабжающей организации убытки в виде потерь тепловой энергии и теплоносителя в указанных сетях несет муниципальное образование.

Таким образом, потери тепловой энергии и теплоносителя в бесхозяйных сетях подлежат учету при определении объема потерь и должны относиться на муниципальное образование.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по делам №А23-6012/2014, №А82-18861/2014, №А82-1572/2016, в том числе Определением Верховного суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 310-ЭС15-13045, при рассмотрении которых суды взыскали с муниципальных образований стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, не переданных в эксплуатацию сетевой организации.

Размер убытков при этом был определен в соответствии с требованиями Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 №325.

Теплоснабжающая организация имеет право требовать от муниципального образования оплачивать потери тепловой энергии и  теплоносителя в бесхозяйных тепловых сетях, не переданных в эксплуатацию какой-либо организации.