Приборный способ определения количества поставленного ресурса является приоритетным. В этом ни у кого нет сомнений. Наличие прибора учета на границе балансовой принадлежности гарантирует честность при определении количества поставленного ресурса. Но всегда ли?
Обман, обвес, обсчёт – эти слова скорее относятся к колхозному рынку во времена, когда электронных весов ещё не существовало, чем к отношениям по поставке энергии. Но, к сожалению, практика показывает, что «подкрутить» можно не только старинные весы, но и современные приборы учета электроэнергии, тепла и других ресурсов.
Что это даёт? Серьезную выгоду для одной стороны и не менее значительные убытки для другой. Например, увеличение расхода теплоносителя, проходящего через узел учёта на источнике тепловой энергии, на 1-2% может принести теплоснабжающей организации миллионы рублей дополнительного дохода, а сетевую компанию привести к банкротству. Аналогично, если прибор у потребителя занижает показания, то убытки несет поставщик. С точки зрения отношений по поставке тепловой и электрической энергии от некорректной работы приборов учета чаще всего страдают именно сетевые организации, так как всё что вышло с источника и не дошло до потребителя есть потери ресурса в сетях. Поэтому так важно участие сетевой компании во всех проверках, поверках, комиссиях по вводу узлов учёта в эксплуатацию и т.п.
Разберем на примере теплосетевой организации порядок её участия в процессе проектирования, установки и ввода в эксплуатацию узла учёта на источнике тепловой энергии.
1. Согласование технического задания. Правила учёта тепловой энергиипредписывают устанавливать приборы учета во всех точках приема и передачи тепловой энергии и как можно ближе к границе балансовой принадлежности сторон. Проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения (пункт 38 Правил). Именно на этапе согласования технического задания теплосетевая организация может потребовать учесть в проекте место установки узла учёта, максимально приближенное к границе балансовой принадлежности, требования к режимам работы в зависимости от сезона, параметры качества тепловой энергии, такие как давление, температура, расход. По сути, необходима экспертиза на соответствие технического задания требованиям действующего законодательства, нормативно-технической документации, регламентирующей разработку проектной документации, схеме теплоснабжения, актам разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности. Учет всех обоснованных требований сетевой организации в техническом задании позволит в дальнейшем избежать возможных злоупотреблений. Следует отметить, что срок согласования технического задания не регламентирован. Полагаем, что в такой ситуации можно по аналогии применить 15-дневный срок, установленный для выдачи технических условий на прибор учета, устанавливаемый не на источнике.
2. Согласование проекта. Требования к проекту узла учета приведены в пунктах 44-49 правил учета тепловой энергии. В проекте должны быть учтены все нюансы конкретной тепловой сети, а также требования нормативно-технической документации по всем, указанным в правилах параметрах. Для согласования либо подготовки замечаний на проект дается 15 календарных дней.
В случае, если в течение указанного срока проект не будет согласован, либо не будут представлены замечания на проект, то проект считается согласованным. Данный момент является критически важным, так как если проект будет согласован «по умолчанию», то узел учета будет смонтирован его владельцем по своему усмотрению.
3. Ввод узла учета в эксплуатацию. Согласно Правилам учета тепловой энергии для приемки узла учёта в эксплуатацию создается комиссия, в состав которой входят:
а) представитель владельца источника тепловой энергии;
б) представитель смежной теплосетевой организации;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
По итогам работы комиссии прибор признается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию, либо в акте указывается полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правилучета тепловой энергии, положения которых нарушены, и сроков их устранения.
До момента устранения выявленных нарушений, и подписания акта ввода в эксплуатацию, прибор не может использоваться в качестве расчетного.
При приемке прибора в эксплуатацию, он обязательно пломбируется, в том числе пломбой сетевой организации. Если смонтированный прибор учета и все его узлы соответствуют ранее согласованному проекту, требованиям технической документации на средства измерения (датчики, расходомеры и т.п.), требованиям по монтажу средств измерений и линий связи, требованиям к диапазонам измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения, то показания такого прибора будут отражать фактический объем тепловой энергии и теплоносителя, отпущенных с источника.
Поэтому участие в работе комиссии специалистов, способных проверить пригодность узла учёта для эксплуатации, является критически важным для сетевой компании.
Пункт 60 Правил учета предписывает перед началом отопительного периода, после очередной поверки или ремонта проводить проверку готовности узла учета к эксплуатации.Об итогах такой проверки составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, аналогичном вводу узла учета в эксплуатацию после монтажа. В случае выявления нарушений, узел учета не допускается к дальнейшей эксплуатации.