ЖКХНовости законодательства

Плата за отопление. Постановление Конституционного Суда от 27.04.2021 № 16-П

Автор: 06.05.2021 Нет комментариев

Разбираем Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П «По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой»

Что, конкретно, суд признал несоответствующим Конституции РФ?

Каковы последствия принятого решения КС?

Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу гражданки В.Н. Шестериковой на несоответствие Конституции РФ некоторых положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, далее Правила оказания коммунальных услуг.

Вынесено следующее решение:

1. Признать положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти нормативные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений, которые расположены в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, обеспечивая тем самым равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в таком многоквартирном доме расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды.

2. Признать положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1)35 (части 1 — 3)40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

3. Правительству Российской Федерации надлежит — руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, — внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

4. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

5. Гражданка Шестерикова Валентина Николаевна имеет право на применение компенсаторных механизмов, охватывающих в том числе период до вступления в силу нового правового регулирования, принятого во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего Постановления, в связи с правоприменительными решениями, основанными на положениях абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам в той мере, в какой эти положения признаны настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации. Форма и размер компенсации определяются Шпаковским районным судом Ставропольского края как судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный в Конституционном Суде Российской Федерации нормативный акт.

Итак. В пункте 1 резолютивной части Постановления указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В пункте 1 резолютивной части Постановления указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Для того, чтобы понять в каком случае нормы Правил оказания коммунальных услуг противоречат Конституции, а в каком нет, необходимо разобраться в исходных данных.

Во-первых, В.Н. Шестерикова проживает в многоквартирном доме, расположенном в городе Михайловске Шпаковского района Ставропольского края. То есть, речь идет о южном районе, с довольно теплой и короткой зимой.

Во-вторых, хотя сам дом и подключен к системе централизованного теплоснабжения, большая часть расположенных в нем жилых помещений (в том числе квартира, в которой проживает заявительница) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов). Эти помещения отключены от системы централизованного теплоснабжения, в них произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов) и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

В-третьих, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, места общего пользования в указанном многоквартирном доме не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении данного многоквартирного дома, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг.

Отсутствие отопительных приборов в местах общего пользования не характерно для жилых домов, расположенных в умеренных широтах. Как правило, все подъезды и прочие общедомовые помещения отапливаются. Спорный дом – скорее исключение из общего правила.

Перевод жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на автономное отопление при наличии централизованной системы отопления как правило не допускается либо допускается при наличии соблюдения требований законодательства по переустройству помещений.

Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)» указал следующее: «По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П)».

Таким образом, мы имеем частный случай, когда часть помещений в доме переведена на автономное отопление, часть помещений продолжает отапливаться за счет центрального отопления.

При этом, в общедомовых помещениях нет отопительных приборов. Получается, что общедомовое имущество получает тепло только за счёт теплопроводности стен и перекрытий. И это тепло идёт из всех помещений, и тех, которые отапливаются централизованно, и тех, которые отапливаются автономно.

Оспариваемые положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формула 3 приложения № 2 к Правилам не предусматривают описанный случай, так как не учитывают объем тепловой энергии, произведенный автономными источниками и затраченный на отопление общедомовых помещений. В данном абзаце речь идет о случаях, когда в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

По формуле 3 порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В случае, когда в конкретном помещении нет отопительных приборов, оплате подлежит тепловая энергия, затраченная на отопление общедомового имущества.

Но в данном случае, когда в общедомовых помещениях нет отопительных приборов, тепло в такие помещения поступает только из отапливаемых жилых и нежилых помещений через стены и перекрытия. А часть этих помещений имеет автономное отопление. Формула 3 приложения 2 к Правилам оказания коммунальных услуг учитывает только тепловую энергию, затраченную на отопление общедомового имущества, которая поступила из системы центрального отопления и была учтена общедомовым прибором учета. Энергию, затраченную на отопление общедомового имущества, которая поступила из помещений с автономным отоплением, формула не учитывает.

Именно об этом и сказал Конституционный суд в Постановлении: «Между тем при наличии в таком многоквартирном доме жилых или нежилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на автономное отопление, для опосредованного обогрева указанных помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии, поскольку отдача тепла через общие конструкции многоквартирного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство жилых и нежилых помещений конкретного многоквартирного дома (как это, в частности, имеет место в доме, в котором проживает заявительница по настоящему делу), опосредованное отопление расположенных в нем помещений общего пользования и тем самым такого дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от помещений, отапливаемых посредством индивидуальных источников тепловой энергии, а объем (количество) тепловой энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем (количество) поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели».

Таким образом, Постановление КС не отменяет установленный порядок расчета, установленный третьим абзацем пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3, для случаев, когда общедомовое имущество отапливается тепловой энергией, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Собственники помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, обязаны оплачивать тепловую энергию, потребленную за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, рассчитанную в соответствии третьим абзацем пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3 Приложения 2 к Правилам.

Для случаев, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, КС признал третий абзац пункта 42(1) Правил оказания коммунальных услуг и формулой 3 Приложения 2 к Правилам не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников и пользователей жилых помещений, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Правительству РФ поручено внести изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме для таких случаев.

Таким образом, после внесения изменений в Правила, появится ещё одна формула для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, которая будет учитывать описанный выше случай.