энергетика

Бесхозяйные сети и с чем их едят

Автор: 14.04.2020 Нет комментариев

Практически в любой системе теплоснабжения имеются бесхозяйные тепловые сети. Если потери тепловой энергии в данных тепловых сетях не учитываются в соответствии с формулами положений 77-80 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной  Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр они ложатся на плечи той теплосетевой организации с которой у единой теплоснабжающей организации заключен договор поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

В соответствии с законодательством о теплоснабжении теплосетевой организации правильнее официально взять на себя расходы по эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей чем по просьбе администрации проводить их аварийные ремонты без соответствующего оформления.

Каким образом законодательство регулирует эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов.

Согласно положениям статьи 15 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» предусматривает что решение по бесхозяйным сетям в обязательном порядке включаются отдельным разделом в Схему теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов, городов федерального значения. Раздел 12 «Решения по бесхозяйным тепловым сетям» содержит перечень выявленных бесхозяйных тепловых сетей (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Регулируемая организация, уполномоченная на эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей обеспечивает учет затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее — Основы ценообразования в сфере теплоснабжения).

Согласно п. 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Таким образом, для теплосетевой организации, на наш взгляд гораздо правильнее не «поворачиваться спиной» и не убегать от проблемы бесхозяйных тепловых сетей, а официально потребовать от органа местного самоуправления определить конкретную организацию как ответственную за эксплуатацию бесхозяйной тепловой сети, а от регулятора соответственно потребовать включение затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей  в НВВ регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты в эксплуатацию.