В частности, Минстрой России разъяснил процедуру перехода если у исполнителя коммунальных услуг (УК или ТСЖ) имеется задолженность перед ресурсоснабжающей организацией а также иные нюансы перехода на «прямые договоры»:
первый принципиальный момент — при отказе ресурсника от договора с управляющей организацией ввиду наличия задолженности — согласия собственников на заключение «прямого» договора не требуется. Таким образом, Минстрой дал понять что как таковое право выбора переходить на прямые договоры или нет у жителей отсутствует. Если у управляющей компании присутствует задолженность, принимать решение о переходе на прямые договоры будет ресурсник.
второй принципиальный момент — при расторжении договора ресурсоснабжения с управляющей организацией ввиду наличия задолженности юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения;
общие особенности перехода на прямые договоры:
- принятие собственниками решения о переходе на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями влечет изменение договора управления. Такие изменения договора управления происходят в силу закона и дополнительного утверждения не требуют;
- УК и ТСЖ ответственны за предоставление информации о показаниях индивидуальных приборов учета переходе на «прямые» договоры ресурсоснабжения;
- плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме по-прежнему будет выставляться УК или ТСЖ. Они, в свою очередь, будут выставлять эту плату собственникам;
- УК или ТСЖ при переходе на «прямые» договоры осуществляет функции «единого окна» для приема жалоб от собственников помещений. Это касается в том числе вопросов качества предоставляемых услуг;
- если УК выставила плату за коммунальные услуги после перехода на «прямые» договоры — она обязана заплатить собственникам штраф. Размер штрафа — 2х кратный размер суммы выставленной собственникам;
- выставление УК платы за коммунальные ресурсы после перехода на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями — нарушение лицензионных требований;
- нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные ресурсы — основание для принятия органами государственного жилищного надзора субъектов РФ мер реагирования.
Данные разъяснения приведены в Письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»