Новости законодательства

Новости законодательства для энергетиков 10.06.2021

Автор: 10.06.2021 Нет комментариев

В данном обзоре мы выделяем нормативно-правовые акты и судебную практику, которые могут быть интересны энергетикам.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 № 24-П «По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской»

КС РФ рассмотрел вопрос о размере платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и большая часть помещений в котором оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии

В абзаце третьем пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354) (далее также — Правила) закреплено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил, согласно которому:

  • в случае самостоятельного производства исполнителем такой услуги (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве такой услуги, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (абзац первый);
  • при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю, в соответствии с предусмотренной формулой (абзац четвертый).

Конституционность данных нормативных положений оспаривает гражданка Т.П. Задубровская — собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт. Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, большинство отдельных помещений в нем — индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Конституционный суд указал, что понятие централизованной системы теплоснабжения многоквартирного дома нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, применимых к многоквартирным домам, присоединенным к централизованным сетям через индивидуальные тепловые пункты (принимая к сведению снабжение таких домов тепловой энергией через централизованные сети без передачи теплоносителя).

КС РФ признал абзац третий пункта 40, абзацы первый и четвертый пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в системе действующего правового регулирования при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через индивидуальный тепловой пункт — многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

«Паспорт федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (утв. Минстроем России) (вместе с «Планом реализации федерального проекта», «Результатами федерального проекта по субъектам Российской Федерации»)

Утвержден паспорт федерального проекта «Обеспечение устойчивости сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»

Под непригодным для проживания жилищным фондом понимаются жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными в результате физического износа.

Под устойчивым сокращением непригодного для проживания жилищного фонда понимается достижение в отчетном периоде объема расселения не менее 50% аварийным жилья.

Мероприятия по переселению граждан осуществляются на территории всех субъектов РФ, в которых имеется аварийный жилищный фонд (82 субъекта РФ, за исключением г. Москвы, где аварийный жилфонд отсутствует, городов федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь, расселяющих аварийный жилищный фонд за счет собственных средств).

По данным на 1 января 2017 года площадь аварийного жилья составила 10,217 млн. кв. м., в том числе при участии средств федерального бюджета в рамках федерального проекта расселяется 9,75 млн. кв. м.

Согласно оценке Минстроя России, для достижения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилья нужно расселить в период 20192024 годов не менее 9,54 млн. кв. м (показатели по годам указаны в таблице).

По данным на 1 января 2017 года численность граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, составила 615 тыс. человек, в том числе при участии средств федерального бюджета в рамках федерального проекта переселяется 585 тыс. человек.

Минстроем России совместно с Фондом ЖКХ были рассчитаны минимально необходимые для достижения показателей проекта объемы финансирования: всего 507,16 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 431,94 млрд рублей, из региональных бюджетов 67,84 млрд рублей, внебюджетные источники 7,39 млрд. рублей.

Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

Предусмотрены мероприятия по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов РФ

В плане мероприятий, в числе прочего:

  • методологическое и аналитическое обеспечение внедрения социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения в субъектах РФ;
  • реализация мероприятий по ускоренной догазификации населенных пунктов без привлечения средств граждан, в которых по состоянию на 1 января 2020 г. проложены внутригородские и внутрипоселковые газораспределительные сети, с учетом заявок потребителей 1 и 2 категорий (физических лиц с максимальным часовым расходом газа до 7 куб. метров в час и на удалении границы земельного участка заявителя не более чем на 200 метров от газораспределительной сети), наличия технической возможности и без подключения с использованием инфраструктуры «основного абонента»;
  • внедрение интеллектуальных систем учета поставляемого газа для потребителей;
  • сокращение размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав на газораспределительные сети и газопроводы-вводы, созданные при выполнении мероприятий по подключению, поэтапно — в 2022 году — до 8000 рублей, в 2023 году — до 2000 рублей;

Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на установление возможности заключения комплексного договора (договор на подключение, договор на поставку газа, договор на техническое обслуживание с возможностью выбора лица, осуществляющего поставку газа и (или) обслуживание оборудования), и особенностей его вступления в силу, используя принцип «единого окна» через организации, осуществляющие деятельность в области газоснабжения, в том числе через МФЦ и возможности портала госуслуг.

Предусмотрено достижение уровня газификации населения субъектов РФ к 2030 году — 82.9%.

Данный обзор подготовлен с использованием справочной системы Консультант Плюс и содержит информацию только о тех НПА, которые мы посчитали интересными.