Делаэнергетика

Объем переданной тепловой энергии — судебная практика идет в разные стороны

Автор: 17.09.2020 Нет комментариев

Объем переданной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг — как правильно определить.

В данной статье мы приводим анализ судебной практики в части подходов к формированию объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя потребителям коммунальных услуг теплосетевой организацией.

Теплосетевые организации, на мой взгляд, имеют менее защищенную позицию в суде в спорах с теплоснабжающими организациями. Особенно если теплоснабжающая организация имеет статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

Фактически, ЕТО является источником информации как сама для себя, так и для теплосетевой организации при определении как объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя,  так и при определении объемов подлежащих компенсации потерь в тепловых сетях.

В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил организации теплоснабжения в РФ (утр. Постановлением Правительства РФ №808) объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.

Также ЕТО определяет количество переданной по договору передачи тепловой энергии на основании данных, которые поступают от потребителей непосредственно ЕТО.

Что говорит законодательство о теплоснабжении

Напомню, что в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»:

теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Правовое регулирование условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в законодательстве РФ содержится в статьях 2, 13, 15, 17, 19, 22,23, 23.3, 23.4, 23.8 Федерального закона №190-фз «О теплоснабжении», главе V Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №808), Постановлении Правительства РФ №787, в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ №1034), Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр).

При этом, судебная практика продолжает демонстрировать разные подходы по порядку определения объема переданной тепловой энергии для потребителей коммунальных услуг.

Примеры из судебной практики — позиция судов диаметрально противоположна

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики. Что интересно, в рассматриваемых делах из разных арбитражных округов статус ЕТО имеет один и тот же субъект – ПАО «Т Плюс».

Первый пример: Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2020 по делу № А55-24047/2019 (Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 № 11АП-5900/2020 данное решение оставлено без изменения).

Истец (теплосетевая организация) владеет тепловыми сетями в системе теплоснабжения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, имеет технические возможности для передачи тепловой энергии и теплоносителя Потребителям и является теплосетевой организацией (ТСО), оказывающей ПАО «Т Плюс» услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В п. 1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 (далее — Правила N 808), установлены порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

При этом, согласно п. 1 Правил N 354 данные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Правовые основания экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Согласно ст. 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (п. 56 Правил N 808).

Согласно п. 1.1. договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя истец обязуется осуществлять организационно и технически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей и тепловых пунктов в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентом и требованиям, передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точек передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ЕТО обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определенных Договором.

Согласно п. 3.1. указанного договора организация учета, измерение и регистрация показателей качества тепловой энергии, параметров теплоносителя, учет и расчет объемов тепловой энергии и теплоносителя во всех точках приема производятся в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

В пункте 3.2. данного договора стороны также предусмотрели, что количество переданных теплосетевой организацией тепловой энергии и теплоносителя в точках передачи определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

Таким образом, суд считает, что отношения между теплосетевыми и теплоснабжающими организациями, вытекающими из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя регулируются положениями специальных нормативно-правовых актах в сфере теплоснабжения (Правила N 808, Правила N 1034).

При этом, отношения, вытекающие из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не регулируются нормами Правил N 354.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России N ВК/35652/19 от 26.04.2019 г., в Определении Верховного суда РФ от 28.08.2019 г. N 306-ЭС19-13588, Определении Верховного суда РФ от 14.10.2019 г. N 306-ЭС19-17289, Определении Верховного суда РФ от 15.10.2019 г. N 306-ЭС 19-17294, Постановлении АС Поволжского округа от 31.05.2019 г. по делу N А65-27114/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А55-2062/2019.

Так в постановлении от 31.05.2019 г. по делу N А65-27114/2018 Арбитражный суд Поволжского округа, оставляя без изменения судебные акты суда первой и апелляционной инстанций, отказавшими в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты стоимости услуг по передаче тепловой энергии, указал на следующее:

«Правоотношения по поставке тепловой энергии между истцом и его абонентами и правоотношения по транспортировке тепловой энергии на основании договора между истцом и ответчиком по своей правовой природе, предмету, субъектному составу, правовому регулированию различны.

Сетевая организация в непосредственных отношениях с потребителями не состоит, не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, Правила N 354 не регулирует деятельность сетевой организации.

Объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче энергоресурса не может зависеть от того, кто является исполнителем коммунальных услуг и имеется ли в соответствующем доме управляющая организация».

Разделом IV Правил N 1034 установлен порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем.

В п. 68 Правил N 808 предусмотрены обязанности теплоснабжающей организации при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе по оплате услуг теплосетевой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном договором, а также по представлению в теплосетевую организацию необходимую для исполнения договора технологическую информацию.

В п. 114 Правил N 1034 предусмотрено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 116, п. 117 Правил N 1034 в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм законодательства, а также пунктов Договора, заключенного между истцом и ответчиком, стороны обязаны производить расчет переданных тепловой энергии и теплоносителя исходя из показаний приборов учета в точке поставки, а при отсутствии узлов учета, их неисправности, выхода из строя и т.д., расчетным способом исходя из тепловой нагрузки соответствующего ресурса.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 25.03.2019 г. N 310-ЭС19-1488, Постановлении АС Центрального округа от 21.03.2019 г. по делу N А62-3703/2018, Постановлении АС Центрального округа от 16.05.2019 г. по делу N А62-11066/2017, Постановлении АС Уральского округа от 25.05.2018 г. N Ф09-526/2018, Постановлении Одиннадцатого апелляционного суда от 16.12.2019 г. по делу N А72-758/2019.

Рассмотрим другой пример — Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.05.2020 по делу N А79-370/2019 (Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 N 01АП-3822/2020 данное решение оставлено без изменения).

ПАО «Т Плюс» оплачивает МУП «Теплосеть» услугу по передаче (доставке) тепловой энергии до объектов своих абонентов, а объем оказанной услуги, оплачиваемой теплосетевой организацией (МУП «Теплосеть»), равен объему потребления ресурсов абонентами теплоснабжающей организации (ПАО «Т Плюс»).

В рассматриваемом случае МУП «Теплосеть» оплачивает ПАО «Т Плюс» стоимость потерь тепловой энергии, рассчитанных как разница между объемом энергоресурса, определенного в точках приема МУП «Теплосеть» тепловой энергии ПАО «Т Плюс», и объемом потребления ресурсов абонентами теплоснабжающей организации (ПАО «Т Плюс»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

При этом под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу пункта 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Разногласия сторон возникли в части определения объема полезного отпуска тепловой энергии, отпущенной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных в зоне действия теплоснабжающей организации ПАО Т Плюс в г. Чебоксары.

МУП «Теплосеть» определило объем полезного отпуска по показаниям приборов учета, как это установлено в пункте 3.3 договора, а ПАО Т Плюс» — на основании положений пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).

Применительно к рассматриваемому случаю в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 по делу N А40-39666/2015 сформулирована правовая позиция, согласно которой, несмотря на то, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»), в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.

Так, действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома (пункт 6.2 статьи 155, пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии. Иных расчетов жилищное законодательство не предусматривает.

Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета с августа 2012 года установлен Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 Приложения N 2). Согласно указанным нормам, расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.

При этом порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлены подпунктом «е» пункта 3 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила N 124).

В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.

С августа 2012 года вступил в силу подпункт «в» пункта 21 Правил N 124, который подлежит применению, в том числе, и к ранее заключенным договорам. Установленный данной нормой порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354.

При определении объема переданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения до многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем тепловой энергии должен определяться исходя из объема горячей воды по показаниям прибора и норматива на подогрев воды. Показания о фактическом расходе Гкал во внимание приниматься не должны.

На основании подпункта «а» пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016.

При таких обстоятельствах при определении объема тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в отношениях между теплоснабжающей организацией (владельцем источника тепловой энергии) и теплосетевой организацией следует применять положения жилищного законодательства (пункта 42, 42 (1) Правил N 354), а не руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 по делу N А38-7377/2018.

Выводы

Таким образом, в судебной практике сформировалось два совершенно разных подхода к определению величины объема переданной тепловой энергии для потребителей коммунальных услуг.

В одном случае – объем переданной тепловой энергии в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, определяется на основании данных о нагрузке,  а в другом случае – в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.

Кроме того, в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС – количество тепловой энергии, используемой для подогрева 1 куб.м воды определяется на основании установленного норматива – не зависимо от того, оборудован многоквартирный дом общедомовым прибором учета или нет.

Для снятия правовой неопределенности по данным вопросам явно требуется разъяснение позиции Верховным судом РФ.

А пока мы живем в ситуации, когда единообразие судебной практики по данному вопросу отсутствует – каждая из сторон споров может применять наиболее интересные для нее выводы, которые сделал суд по данному вопросу.